вторник, 12 октября 2010 г.

Технологии В.Ф. Базарного

1.Освоение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного


Известная пословица гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога, я считаю, важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.
Исследования, проведённые на базе НИИ медицинских проблем Севера под руководством доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного, убедительно показали, что обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с освещенностью, особенностями питания, недостаточной физической активностью и другими факторами. Ведь традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «вытравили» из школы детерминанты биологического развития человека – это прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и многое другое. Всё это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувственного угнетения и чувственного недоразвития.
Определенная группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, связана с тем, что дошкольные учреждения и школы не имеют специализированных программ, направленного формирования физиологических и учебно – познавательных основ, трудового потенциала ребёнка, в частности, зрительно-информационного, зрительно-ручного, микропроцессорного.
Всё это приводит, в частности, к тому, что дети в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно-сосудистых, нервных расстройств и так далее. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую связана с показателями здоровья. Тем более что с каждым годом по всей стране число детей-первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается. А, как известно, за годы обучения в школе количество здоровых школьников снижается ещё.

Я считаю, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Работая по программе эксперимента, деятельность моего класса организуется по схеме, которая обеспечивает интеграцию обучения и оздоровительного воздействия. Это:
1.Организация охранительного педагогического режима обучения.
2.Проведение оздоровительно - профилактических мероприятий.
3.Обеспечение образовательного стандарта.

Остановлюсь на организации охранительного педагогического режима обучения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья. Для создания охранительного педагогического режима обучения учащихся в классе осуществляется использование здоровьесберегающей технологии обучения, разработанной В.Ф. Базарным. В результате многолетних научных исследований В.Ф.Базарный пришёл к выводу: катастрофическое ухудшение зрения, и не только зрения, но и осанки, физического и психического здоровья (ибо всё взаимосвязано в человеческом организме) происходит в школе - главным образом в начальной школе.
В чем же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор Владимир Филиппович Базарный: «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника - экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажеров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».
Изучив его методику по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.
Что это из себя представляет? В.Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки с меняющейся высотой рабочей поверхности, установленной на школьный стол стандартного размера. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Это позволяет устанавливать её на стол с той целью, чтобы один из учеников в процессе урока стоя на массажном коврике, который воздействует на биологически активные точки стопы, работал за конторкой, а второй - сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочередно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется их телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Равномерное чередование положений стоя и сидя является важным условием профилактики статического напряжения. Продолжительность непрерывной работы школьника за конторкой составляет 7-10 минут. Желательно, чтобы за одним столом занимались школьники примерно одинакового роста.
Планируются уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя.
Данная технология предусматривает организацию обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. С этой целью предполагается использование разнообразных приёмов. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания использую схему зрительных траекторий, расположенную на одной из боковых стен учебного класса. На этой схеме универсальных символов указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.
Применяется также специальная держалка (ручное наборное подвижное полотно). Педагог, держа в руках держалку, демонстрирует учебный материал (карточку с числом, словом, картинку…), плавно ее передвигая справа – налево, сверху – вниз… Тем самым оказывается дополнительная активность для всех групп глазных мышц и привлекается внимание детей. На занятиях используется наглядный материал, развешенный по периметру стен в классе – на «зрительных метках». Дети читают (справа и слева на карточках, прикрепленных на стене) по слогам предложение, крутя головой вправо-влево, влево-вправо по так называемой дидактической дорожке.
Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены. Экологическое панно меняется с наступлением каждого времени года.
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активизации зрительного сосредоточения вдаль, а также формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов, чисел, геометрических фигур…). Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного, режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно-метрических функций зрительного восприятия, в том числе чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. У детей должна быть проверена острота зрения медицинским работником. Затем для каждого ребенка определялась его рабочая индивидуальная дистанция. Для этого, на панно я прикрепляла изучаемый объект самого меньшего размера шрифта (карточка, например, с буквой или слогом). После этого просила отходить ребёнка до тех пор, пока его контуры не начали терять свою четкость. Каждый ученик в последующем занимал своё рабочее место. При таком подходе решалась одновременно и проблема массовой диспансеризации по зрению детей. Работа у панно начинается после того, как все дети заняли предельные для зрения дистанции. Максимальный размер шрифта слов, чисел на панно не должен превышать 3-5 см, а самый меньший -1 см
Учитывается также материал психологического воздействия цвета надписи на ребёнка:
- белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
- чёрный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
- коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
- красный – возбуждает, раздражает;
- голубой – ухудшает настроение;
- зеленый – улучшает настроение, успокаивает;
- жёлтый – тёплый и веселый, создает хорошее настроение.

Экологическое панно на различных этапах урока используется по своему выбору в зависимости от содержания рабочего материала, этапа урока.
В обучении чтению в первом классе использовала логопедическую дорожку, шаговый ритм (ритмизация слогов с помощью шага). На расстоянии вытянутой руки, держа ручное подвижное наборное полотно, ученик читает по слогам слова, предложения на нем, медленно идя по кругу так, чтобы на один шаг приходился один слог.
Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного, технология здорового раскрепощенного развития детей дает положительные результаты.
У детей, занимающихся в режимах «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Все результаты оценки состояния здоровья каждого ученика и всего класса производились и отслеживались медицинским работником школы на протяжении всего учебного года. Эти данные заносились в специальный «Дневник здоровья».
Кроме того, эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память и воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец, для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны. Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма и, в частности, генофонда и мозга, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или же просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально-чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим «воспитанием» мозга, отвечающих за те или иные психические функции, восстанавливаются природные нейродинамические модели и замещают прежние, дефектные. Этим и объясняются достигаемые результаты.
Для учителя, работающего по системе В. Ф. Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Учителю, освоившему систему Базарного, работать в конечном счёте становится и легче, и интересней, поскольку новые педагогические технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. Только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников. Несмотря на большую предварительную подготовку и большую активность учителя во время урока, я испытываю творческий подъём и вдохновение. Как показывает практика, использование здоровьесберегающей технологии при организации учебного процесса в школе позволяет проводить реабилитационно-оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствуя сохранению и укреплению здоровья и обеспечивая успешность обучения учащихся.
Смотри опыт коллеги.Смотри здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий